34,392 просмотров, 0 вопросов врачу

Органическое поражение мозга и ЦНС: причины, проявления, диагностика, лечение, прогноз

© Автор: А. Олеся Валерьевна, к.м.н., практикующий врач, преподаватель медицинского ВУЗа, специально для СосудИнфо.ру (об авторах)

Органическое поражение головного мозга представляет собой сложный и многообразный комплекс симптомов, связанных с повреждением центральной нервной системы во время эмбрионального развития, в родах и раннем послеродовом периоде. Этот диагноз нередок среди пациентов клиник психо-неврологического профиля, однако вызывает массу вопросов не только у родителей больных детей, но и у специалистов.

Как самостоятельное заболевание, органическое поражение ЦНС (центральной нервной системы) отсутствует в современных классификациях болезней, то есть это собирательное понятие, которое врачи сами применяют по своему усмотрению. Не определены ни четкие диагностические критерии, ни стадии или степени тяжести. Открытым остается вопрос лечения, которое чаще всего носит симптоматический характер.

Поскольку код по МКБ-10 для органического поражения мозга отсутствует, специалисты используют для него более обобщенные понятия — неуточненные или другие поражения мозга — G96.9, а при преобладании психических нарушений применяются коды болезней психиатрического профиля.

Сложности постановки диагноза органического поражения, его трактовки и подходов в каждом случае к терапии связаны с разнообразием симптоматики, разным возрастом дебюта патологии, вариабельной клинической картиной, а также тем, что у детей первого года жизни сложно оценить развитие, например, интеллекта, а речь и вовсе отсутствует.

Во многих случаях симптомы развиваются не сразу, а после стрессовых ситуаций, коими могут стать детские инфекции, частые респираторные заболевания и т. д. Случается, что малыш развивается нормально первые 2-3 года жизни, но после какой-то травмы, болезни или вообще без видимой причины появляются признаки мозговой дисфункции, тормозится интеллектуальное развитие, нарушаются поведение и эмоциональный фон.

Симптоматика может проявиться в дошкольном возрасте при попытках подготовить ребенка к школе, обучить поведению в коллективе, и тогда очень важно заподозрить неладное и найти его причину. В таком возрасте среди клинических признаков наиболее выраженными могут быть изменения поведения и эмоциональная неустойчивость, которые должны насторожить родителей и психологов дошкольного детского учреждения.

Органическое поражение мозга включает разные по степени тяжести и проявлениям состояния, поэтому обобщенно говорить о прогнозе нельзя. Если такое заключение вынес врач-невролог, то паниковать раньше времени не стоит.  Прежде всего, следует оценить масштаб повреждения нервной ткани, а затем отправиться к неврологу, психиатру, педагогу-дефектологу и психологу.

 Органическое поражение мозга являет собой стойкое структурное нарушение в мозговой ткани, носящее необратимый характер и проявляющееся нарушением функции органа. Именно наличие морфологического субстрата при органическом поражении делает патологию необратимой, трудно поддающейся коррекции и оставляющей свои признаки на всю жизнь даже в относительно легких случаях.

Стойкие органические изменения могут быть обусловлены некрозом в мозге на фоне перинатальной гипоксии и ишемии, родовой травмой, кровоизлиянием, воспалением мозговой ткани или оболочек мозга, которые оставляют после себя участки повреждения, «видимые» при КТ или МРТ. Без морфологической основы об органическом характере патологии говорить сложно, и тогда врачи могут ограничиться в диагнозе каким-нибудь из функциональных нарушений.

пример органического поражения мозга из-за перинатальной гипоксии/ишемии (кислородного голодания)

Разновидности органических поражений и их причины

пример органических изменений в мозге на МРТ

Органические изменения головного мозга разнообразны не только клинически, но и по морфологическому выражению. Это может быть очаг некроза с исходом в кисту после инфаркта мозга или гематомы, обызвествление после перенесенной инфекции или очаги пролиферации нейроглии — глиоз. Иногда такие изменения никак не проявляются и случайно обнаруживаются при проведении МРТ, и тогда невролог скорее всего не будет ничего изобретать и ставить диагноз, дабы не усложнить жизнь по большому счету здорового человека.

Заключение об органическом поражении имеет право на существование лишь при сочетании морфологического субстрата и соответствующей симптоматики, которая говорила бы о том, что очаги повреждения действительно нарушают межнейронные связи и функцию нервной ткани. Желательно, чтобы диагноз был подтвержден посредством КТ или МРТ.

Исключение может составлять длительная кома, до 30 и более дней, когда на МРТ явных признаков «органики» нет, однако длительность метаболических и гипоксических изменений позволяет говорить о диффузном органическом поражении нервной ткани.

Причинами органического поражения головного мозга могут стать:

  • Острые сосудистые расстройства с обструкцией кровяного русла или разрывом питающих сосудов — внутримозговые гематома, инфаркт (инсульты), субарахноидальное кровоизлияние — чаще всего завершаются формированием единственной или нескольких кист, заполненных ликвором, а симптоматика обусловлена локализацией и размерами кистозной полости;
  • Внутриутробные инфекции и интоксикации, пороки развития мозга, родовые травмы и глубокая перинатальная гипоксия — причины органического поражения в раннем детском возрасте;
  • Болезнь Паркинсона, при которой происходит поражение подкорковых структур с характерной симптоматикой двигательных расстройств;
  • Органическое поражение на фоне паразитарных инвазий, травмы мозга с нарушением его целостности, опухоли, постинсультной кисты, сопровождающееся судорогами и психиатрической симптоматикой;
  • Воспалительные процессы в мозге и его оболочках — менингит, вентрикулит, энцефалит менингококковой и пневмококковой этиологии, особенно у детей — на фоне воспаления и образования спаек в межоболочечном пространстве нарушается циркуляция ликвора, в веществе мозга появляются очаги глиоза в исходе альтеративных изменений при энцефалите;
  • Специфические инфекции и инвазии — туберкулезное или сифилитическое поражение головного мозга, криптококкоз, цистицеркоз, преоновые инфекции и др.
  • Полиомиелит, сыпной тиф, герпетическое поражение ЦНС;
  • Вовлечение головного мозга при системных соединительнотканных заболеваниях — ревматическая хорея с образованием своеобразных гранулем, например;
  • Новообразования головного мозга и оболочек, вызывающие сдавление, атрофию, некроз, кровоизлияния в нервной ткани с последующим глиозом;
  • Травматические повреждения — ушиб мозга всех степеней, открытые черепно-мозговые травмы, огнестрельные ранения и т. п.;
  • Сильные интоксикации — алкогольная энцефалопатия, отравление свинцом, ртутью и др.
  • Патологическое течение беременности, влияние неблагоприятных факторов и заболеваний матери на растущий плод, прием некоторых лекарств во время беременности.

Помимо перечисленных, тяжелый церебральный атеросклероз тоже может стать причиной органического поражения ЦНС, если возникнут характерные атрофические и рубцовые изменения в мозге в сочетании со слабоумием, однако такие тяжелые процессы как рассеянный склероз и боковой амиотрофический склероз в группу органических изменений не относят. Для этих заболеваний, в отличие от органического поражения, есть свои рубрики в МКБ-10.

В перинатальном периоде выделены четыре основные группы органических поражений мозга:

  1. Травматическое повреждение;
  2. Гипоксическое;
  3. Дисметаболическое и токсическое;
  4. Инфекционно обусловленное (обычно вирусы).

гипоксия мозга (внутриутробная или в родах) – основная причина диагноза у новорожденных

Такие распространенные заболевания, как остеохондроз с поражением корешков спинного мозга, компрессия периферических нервов и другие нарушения со стороны периферической нервной системы никак не могут способствовать органическому повреждению мозга.

Проявления органического поражения ЦНС

Все симптомы органического поражения нервной системы можно уложить в несколько групп:

  • Очаговая неврологическая симптоматика — параличи, парезы, расстройства чувствительности, нарушения со стороны тазовых органов, нистагм, косоглазие, патология речи и т. д.;
  • Общемозговая симптоматика, которая чаще всего связана с повышенным внутричерепным давлением, нарушением ликвородинамики — краниалгии преимущественно утром, возможно — с рвотой, расстройства зрения, судороги на высоте внутричерепной гипертензии;
  • Психические, интеллектуально-мнестические и поведенческие отклонения — нарушения памяти и внимания, снижение интеллекта или отсутствие его развития у детей, слабоумие, склонность к апатии, агрессия, неадекватность поведения и др.

Малыши с органическим поражением ЦНС нередко отстают в развитии, у них поздно формируется речь, словарный запас скудный, а при глубоком повреждении мозга речь может вообще отсутствовать. Страдает моторная функция: ребенок плохо удерживает головку, не ходит и не сидит в срок, не может пользоваться бытовыми предметами, самостоятельно есть, одеваться.

Дети с органическим поражение мозга плохо учатся, не усваивают материал в школе, страдают от дефицита внимания и памяти, снижения интеллекта, нарушений поведения. Они гиперактивны или медлительны, быстро устают, раздражаются по пустякам, не могут правильно оценить поступки и слова окружающих.

Остаточные признаки перенесенной перинатальной патологии мозга обозначают термином «резидуально-органическое поражение ЦНС». Оно включает церебрастенический синдром (утомляемость, эмоциональная лабильность), неврозоподобные изменения, гиперактивность и дефицит внимания, психопатии.

Особенности течения патологии в детском возрасте

Развитие малышей с органическим поражением головного мозга имеет некоторые особенности и отличается от такового у сверстников. Специалисты и родители детей практически всегда сталкиваются с трудностями воспитания и обучения, поскольку часть функций может соответствовать возрастному периоду или даже его опережать, тогда как другие серьезно отстают. В этой связи поведение ребенка может казаться не совсем правильным — он не слушается, создает впечатление невоспитанного и неуправляемого, быстро устает, может быть чересчур упрям, невнимателен, раздражителен и т. д.

Своевременная диагностика органического поражения мозга дает возможность работать с такими детьми целенаправленно, оказывая не только психолого-педагогическую, но и медикаментозную поддержку. Если же диагноза как такового нет, то задача психолога состоит в исключении органической патологии как причины поведенческих особенностей или трудностей с обучением.

Дети с органическим поражением мозга имеют так называемое поврежденное психическое развитие, в которое включают относительно легкие изменения и нарушения умеренной степени тяжести (минимальную мозговую дисфункцию, расстройство межполушарных взаимосвязей), а также состояния, говорящие о тяжелой мозговой патологии — эпилепсия, прогрессирующее нарушение ЦНС с глубоким нарушением психо-речевого и моторного развития.

Минимальной мозговой дисфункцией называют легкую степень нарушения работы мозга, когда снижены способности к учебе и имеются некоторые поведенческие отклонения. Предпосылками для формирования этой патологии у детей считаются:

  1. Воздействие вредных факторов на беременную (гестозы, инфекции, интоксикации, этанол, медикаменты и др.);
  2. Родовые травмы;
  3. Заболевания, особенно, инфекционные, в первые 3 года жизни малыша.

Перечисленные факторы могут вызвать очаговые изменения в коре и подкорке, которые отличаются чрезвычайным разнообразием симптоматики и определяются локализацией очага поражения. Самыми характерными признаками минимальной мозговой дисфункции считают моторные нарушения:

  • Неловкие или избыточные движения;
  • Тик;
  • Двигательная гиперактивность или сильная медлительность;
  • Гримасы;
  • Неуправляемое поведение.

Эти симптомы по мере роста ребенка постепенно уменьшаются, а при правильном подходе к воспитательно-обучающей деятельности и терапии у подростка могут быть совсем незаметны, разве что обнаружатся в ходе обследования у нейрофизиолога, анализе ЭЭГ.

В случае неблагоприятных обстоятельств, как, например, травмы, операции, болезни внутренних органов, инфекции, переутомление, неблагополучный психологический климат в семье, признаки мозгового поражения углубляются, и тогда минимальные изменения перейдут в психопатию, неврозы, судорожный синдром, выраженное нарушение речевого развития, аутизм.

По причине риска усугубления мозговых дисфункций при органическом поражении даже слабой степени специалистам важно вовремя выявить малышей с отклонениями и направить их для наблюдения и лечения у невролога, на консультацию психолога, логопеда, дефектолога.

Другие проявления органического поражения головного мозга по типу минимальной дисфункции, церебрастении выявляются путем стандартного психиатрического обследования. У пациентов бывают:

  1. Быстрая психическая утомляемость и истощаемость;
  2. Сниженное внимание;
  3. Трудности с запоминанием;
  4. Неравномерное развитие умственных способностей при выполнении специальных проб (свидетельствует против олигофрении);
  5. Эмоциональная нестабильность;
  6. Чувствительность к оценке тестирующего педагога или врача.

Некоторые пациенты с минимальными нарушениями имеют соответствующее возрасту развитие личностных качеств, тогда как интеллектуальные возможности, память, обучаемость несколько запаздывают. Такие дети переживают по поводу своей несостоятельности, склонны к заиканию, фобиям, нарушениям сна, тикам, страдают сниженной самооценкой и очень реагируют на отношение и оценку со стороны значимых для них людей.

Если нарушается развитие волевой сферы, эмоций, то со временем может сформироваться психопатоподобное расстройство, которое проявится в избыточной возбудимости, эмоциональной лабильности, обидчивости, вспыльчивости. Пациенты с психопатоподобными синдромами склонны к таким нарушениям поведения как бродяжничество, агрессия, избыточное половое влечение и попытки его реализации. Критика к себе и поступкам снижена, самооценка неадекватна.

Отличие психопатоподобного синдрома от типичной психопатии состоит  в расстройстве психики и неравномерности недоразвития интеллекта. При исследованиях можно установить точное месторасположение участка органического поражения мозга, что особенно актуально после повреждений черепа и ЦНС.

Межполушарная дисфункция — это расстройство развития какой-то из гемисфер мозга или взаимодействия между полушариями. Пациент с преобладанием активности правой гемисферы может быть левшой с необычным восприятием окружающего, образным и символическим мышлением, тогда как логические конструкции, абстракции, точные данные воспринимаются нелегко. В первых классах появляются сложности с математикой, лексическим и грамматическим анализом предложений.

«Правополушарные» дети имеют нормальные память, внимание, они работоспособны, хорошо запоминают зрительные образы во всех деталях, мыслят как бы картинками, однако построение логики и поиск закономерностей сильно страдают. Применение зрительных образов и ассоциаций может значительно облегчить обучающий процесс, поэтому в начальной школе педагогу важно не концентрироваться на стандартной программе, а максимально использовать наглядные пособия, рисовать и стимулировать самостоятельное рисование схем, таблиц и т. д.

«Левополушарные» дети, напротив, плохо справляются с заданиями, которые предполагают применение зрительного анализа. Они имеют правильную речь, прекрасно читают и пишут, обладают логикой, но могут страдать от недоразвития в эмоционально-чувствительной сфере.

Тяжелые формы органического поражения головного мозга сопровождаются глубокими расстройствами речи, письма, чтения, которые  препятствуют обучению в школе. Таких пациентов важно научить распознавать эмоции других и выражать свои, анализировать поступки окружающих. Благоприятно действуют на развитие психики занятия музыкой, рисованием, специальные тренинги. В подростковом возрасте могут возникнуть трудности, когда общение с ровесниками уступит место компьютеру или домашнему времяпрепровождению.

Диагностика и лечение

Диагностикой органического поражения мозга обычно занимаются неврологи, психиатры или нейрофизиологи, среди пациентов — в основном дети раннего и дошкольного возраста. Для подтверждения диагноза применяют современные методики визуализации структур мозга — КТ, МРТ, мультиспиральная томография, рентгеноконтрастная ангиография. Малышам в роддоме проводится УЗИ (нейросонография) мозга.

Для определения степени интеллектуальных и психических нарушений используют специальные тесты, однако они в большей степени субъективны, нежели инструментальные методы, а результат может получиться противоречивым, особенно, у маленьких детей. В ряде случаев масштаб поражения не соответствует симптоматике, то есть очагов может быть много, а клиники практически нет и наоборот.

Лечение сформированного органического поражения носит скорее поддерживающий и симптоматический характер, поскольку избавиться от имеющихся очагов повреждения невозможно. В педиатрической практике лечение куда более актуально, нежели у взрослых, оно может помочь не только избежать обширного повреждения мозга, но и максимально адаптировать ребенка к будущей самостоятельной жизни ввиду пластичности и более высокой регенераторной способности нервной ткани малышей.

Для коррекции поражений мозга органического характера назначается медикаментозная терапия, направленная на устранение отдельных симптомов, улучшение метаболизма в нейронах, нейропротекцию. Лечение длительное, в ряде случаев — пожизненное. Параллельно с лекарственной терапией применяют массаж, физиотерапевтические процедуры, санаторное лечение, детям показаны занятия с дефектологом, психологом, логопедом.

Наиболее распространенные препараты, используемые при органических изменениях мозга, – это ноотропы и сосудистые средства (пирацетам, курантил, церебролизин, кортексин, милдронат, актовегин). Также назначаются витамины группы В, магний, по показаниям — антидепрессанты, психотропные средства (аминазин, галоперидол), противосудорожные (карбамазепин, клоназепам).

Восстановление после органического поражения мозга длится едва ли не всю жизнь. При постоянных занятиях, внимании со стороны родителей и педагогов ребенок может стать самостоятельным, вести обычный образ жизни, учиться и работать. Для достижения наилучшего результата важно обращаться только к грамотным и опытным специалистам, а также поддерживать ребенка дома, в кругу семьи, создавая ему спокойную и комфортную атмосферу. Многие родители привлекают акватерапевтические методики, иппотерапию и другие не совсем традиционные подходы, направленные на психологическую и социальную адаптацию.

В повседневности не стоит слишком опекать ребенка, брать на себя все его обязанности, поскольку такое поведение родителей снижает мотивацию к обучению и самостоятельности, не дает возможности самому научиться что-то делать, пусть даже через собственные ошибки. Важно поддерживать малыша, но не мешать ему приспосабливаться максимально полно к сложному окружающему миру.

Последствия от органического поражения нервной системы столь же разнообразны, сколь и симптоматика. Возможно как полное излечение и отсутствие признаков поражения мозга, так и тяжелые формы с нарушением трудоспособности, бытового обслуживания, обучения. Пациенту может быть определена группа инвалидности, но по решению врачебной экспертной комиссии на основании тщательного обследования и определения способности к трудовой деятельности.

Таким образом, исходом органического поражения ЦНС могут быть:

  • Отсутствие какой бы то ни было симптоматики, нормальный интеллект, поведение, психика;
  • Легкие признаки, не ограничивающие обычную жизнедеятельность — утомляемость, головные боли, с которыми можно учиться и работать;
  • Тяжелые изменения, означающие инвалидность, невозможность самостоятельного существования, потребность в постоянном уходе.

При любой форме патологии важно не терять надежду на улучшение, максимально рано начинать лечение, выбрав опытных специалистов, и активно поддерживать ребенка или больного взрослого в преодолении трудностей.

Видео: лекция по органическим заболеваниям головного мозга

Видео: синдромы при органическом поражении мозга


Видео: о лечении органического поражения мозга

Видео: органическое поражения мозга у детей

© 2013-2024 sosudinfo.ru

Источники

Остались вопросы? Задайте их онлайн нашему специалисту!

Рекомендации читателям СосудИнфо дают профессиональные медики с высшим образованием и опытом профильной работы.

На ваш вопрос в форму ниже ответит один из ведущих авторов сайта.

В данный момент на вопросы отвечает: А. Олеся Валерьевна, к.м.н., преподаватель медицинского вуза

Поблагодарить специалиста за помощь или поддержать проект СосудИнфо можно произвольным платежом по ссылке.

Внимание! Мы не являемся "клиникой" и не заинтересованы в оказании медицинских услуг читателям. Также напоминаем, что безопасное лечение "по интернету", без очного приема назначить невозможно! Все рекомендации носят ориентировочный характер. Обращайтесь к специалистам.
Обработка вопросов может занимать 48 часов и более.