Минимальная мозговая дисфункция (ММД): понятие, симптомы, диагноз, как лечить, прогноз

Все материалы на сайте публикуются под авторством, либо редакцией профессиональных медиков,
но не являются предписанием к лечению. Обращайтесь к специалистам!

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это одна из частых разновидностей нервно-психических расстройств детского возраста. Показатель распространенности ее варьирует от 5% до 20% у школьников и малышей дошкольного возраста. Многие исследователи рассматривают минимальную мозговую дисфункцию в качестве следствия очаговых повреждений церебральной ткани, что приводит к расстройству и возрастной несбалансированности психических процессов.

При минимальной дисфункции мозга запаздывает созревание регуляторных систем организма, которые должны обеспечивать сложнейшие интегративные процессы — речь, запоминание, внимание и др. Интеллект у детей с этим нарушением развит по возрасту, однако сложности проявляются в ходе обучения и приспособления к общественной жизни, коллективу.

Локальное поражение, недостаточное развитие либо дискоординация деятельности каких-либо участков коры головного мозга вызывают расстройства двигательной сферы, речи, трудности в освоении письма, чтении, счете. Одним из самых частых симптомов ММД многие специалисты считают так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

СДВГ – наиболее частый диагноз, сопутствующий ММД

Термин мозговой дисфункции был предложен в середине прошлого столетия. Его стали применять для обозначения разнородных по причине и механизму развития расстройств в поведенческой сфере, обучении, которые не сопровождались сниженным интеллектом. Нейропсихологические тесты помогли установить наличие очаговых изменений в мозге детей с патологией речевого развития, поведения и обучения. Кроме того, специалисты выяснили, что в появлении патологии определенную роль играет наследственная предрасположенность.

Причины развития ММД

Точная причина синдрома минимальной мозговой дисфункции не выяснена, однако специалисты считают, что расстройство возникает из-за появления ограниченных очагов повреждения мозговой коры либо пороков формирования центральной нервной системы на фоне разнообразных неблагоприятных влияний. В возрасте 3-6 лет расстройство могут вызвать недостаток педагогического участия и адекватной социализации.

Выделяют несколько видов причинных факторов в зависимости от того, в какой момент жизни ребенка они подействовали:

  • Антенатальные — реализуются со стороны матери или окружающей среды во время беременности и включают вирусные инфекции, обострение хронических заболеваний, продолжительную интоксикацию, погрешности в питании, обменные расстройства (сахарный диабет), гестозы, угрозы выкидыша, недоношенность, а также неблагоприятную экологическую ситуацию, радиацию, злоупотребление лекарствами, алкоголем, курение;
  • Интранатальные — действуют на не созревший младенческий мозг при родах — слабость родовых сил, быстрые роды, медикаментозная стимуляция родов, оперативное родоразрешение, гипоксия на фоне обвития пуповины вокруг шеи плода, применение вакуум-экстракторов либо щипцов, вес плода свыше 4-х килограммов;
  • Постнатальные — травмы головного мозга, нейроинфекции, недостаток воспитания, социализации, педагогического участия.

Каковы признаки ММД?

Симптомы минимальной мозговой дисфункции могут стать заметными как сразу после рождения ребенка, так и позже. Особенно яркими они становятся в критические моменты — когда малыш начинает посещать сад и учится контактировать со сверстниками, в период начала занятий в школе. Для детей разного возраста характерно преобладание тех или иных проявлений.

У малышей 1-го года наблюдается так называемая малая неврологическая симптоматика, у дошколят становятся заметными поведенческие сдвиги, сложности в учебе, школьники демонстрируют выраженные психоэмоциональные нарушения, социальную дезадаптацию.

У маленьких детей минимальная мозговая дисфункция проявляется синдромом повышенной возбудимости, признаки которого родители замечают в первые несколько месяцев жизни малыша, но в пятой части случаев их проявление происходит в полгода и позднее.

Дети с гипервозбудимостью беспокойны, часто и без причины кричат, даже при условии хорошего ухода и питания. Двигательная активность чрезмерна, характерны вегетативные проявления в виде красноты или сильной бледности кожи, синюшности пальчиков, кончика носа, губ, усиленного потоотделения, слишком частого пульса. Нередко заметно дрожание подбородка, мышечный гипертонус, когда ребенок кричит.

Характерными признаками гипервозбудимости на 1-ом году жизни считаются проблемы со сном, когда ребенок долго не может уснуть, пробуждается, вздрагивает, трудности с кормлением и пищеварением. Гипервозбудимые дети часто срыгивают, возможна даже рвота. Усиление активности кишечника провоцирует диарею, которую могут сменять запоры.

У детей от года до 3-х лет минимальная мозговая дисфункция проявляется:

  1. Высокой нервной возбудимостью;
  2. Двигательным беспокойством;
  3. Расстройством сна, аппетита;
  4. Недостаточным набором веса;
  5. Запаздыванием в психо-речевом развитии;
  6. Неловкостью движений.

Трехлетки с ММД быстро устают, отвлекаются от занятий, вспыльчивы, рассеянны и упрямы. Они склонны к перепадам настроения, плаксивости, чрезмерной двигательной активности. При сохраненном интеллекте, дети часто не справляются с обычными бытовыми навыками, не могут сами одеваться, страдают от энуреза, и т. д.

Малыши с мозговой дисфункцией не могут долго сидеть на месте, они постоянно двигаются, им сложно сконцентрироваться на каком-то одном занятии, они отвлекаются и плохо усваивают материал при попытке обучения. Такие дети совершают осознанные движения, но часто последние абсолютно бесполезны и непоследовательны.


Вегетативная симптоматика в дошкольном возрасте все еще дает о себе знать потливостью, непереносимостью духоты, укачиванием в транспорте, чувствительностью к яркому свету и сильному шуму.

Начало посещений дошкольных учреждений и школы провоцирует обострение признаков мозговой дисфункции, поскольку головной мозг ребенка не может подстроиться под новые условия и требования, которые нужно будет выполнять, и страдает от чрезмерных для него психоэмоциональных и физических нагрузок.

После трех лет среди симптомов преобладают поведенческие нарушения: дети упрямы, не слушаются, рассеянны, склонны к неврозам. Кроме того, отмечается отставание в психическом и речевом становлении, проявляются расстройства произношения звуков и слов, словарный запас не расширяется, обучение затруднительно. Эти симптомы нарастают на фоне избыточной возбудимости.

Начало школьного периода демонстрирует проблемы в виде дезадаптации, которая связана с ММД:

Школьники с ММД испытывают неуверенность в своих силах, страдают сниженной самооценкой, неадекватно остро переживают любые неудачи, склонны к фобиям, агрессии, импульсивны. Они стремятся уединиться, избегают контактов с одноклассниками и педагогами, эгоистичны, часто идут на конфликт.

Подростки, страдающие минимальной мозговой дисфункцией, проявляют яркие поведенческие расстройства: они агрессивны, плохо находят общий язык со сверстниками, педагогами и родителями, плохо учатся, склонны к раннему началу употребления алкоголя и наркотических веществ. Такое расстройство может привести к дезадаптации в обществе и к более тяжелым психическим нарушениям.

Вопросы диагностики и лечения ММД

Диагностика синдрома минимальной мозговой дисфункции сложна и включает целый комплекс мероприятий, начиная с выяснения истории беременности и родов, семейного анамнеза, условий жизни ребенка, и заканчивая объективными лабораторными и инструментальными данными.

При беседе с родителями специалист пытается отыскать возможную причину проблемного поведения ребенка и установить, когда появились первые признаки неблагополучия. У дошколят важно проанализировать динамику симптомов и их выраженность.

Осмотр новорожденных и детей первого года включает анализ рефлексов, их симметричность, определение мышечного тонуса. У старших пациентов осмотр не имеет диагностической ценности, гораздо важнее — психологическая диагностика, которая дает возможность оценить поведение, уровень интеллекта, особенности психики ребенка. Она проводится при помощи различных тестовых заданий.

В рамках лабораторной диагностики минимальной мозговой дисфункции пациенту назначаются общие анализы крови и мочи, однако они носят скорее профилактический характер либо позволяют исключить соматическую причину беспокойства малыша. При ММД в анализах обычно не наблюдается никаких сдвигов.

Оценка функционирования центральной нервной системы и кровотока в мозге проводится при помощи электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, нейросонографии, КТ, МРТ мозга. Исследования могут показать очаговые поражения лобной доли, уменьшение объема мозжечка, снижение объема серого вещества в лобно-теменной зоне слева.

Дифференцировать минимальную мозговую дисфункцию нужно с травмами черепа и мозга, инфекционным поражением, ДЦП, эпилепсией, психическими заболеваниями, некоторыми интоксикациями.

Лечение минимальной мозговой дисфункции должно быть всесторонним, включающим не только психологические и педагогические методики коррекции, но и лекарственное воздействие. Обычно специалисты рекомендуют сочетать оба подхода. Обучающие занятия с ребенком строятся по индивидуальному плану в соответствии с причинами патологии и нюансами симптоматики.

Педагогическая помощь и психотерапия нужны для преодоления отставания психического развития, при социально-педагогической запущенности детей в проблемных семьях. Они помогают адаптировать малыша в детском саду, интегрировать школьника в коллектив сверстников.

Очень важным фактором в процессе ликвидации признаков ММД считают психологическую обстановку в семье, особенности отношений между ближайшими родственниками, степень их участия в жизни ребенка. Родители должны максимально полно демонстрировать позитивный тип общения, когда любой, даже самый маленький, успех ребенка обязательно поощряется, а в доме царит спокойная атмосфера.

Любые каждодневные заботы и достижения малыша должны находиться в поле зрения и под вниманием родителей, он должен чувствовать их участие, небезразличие и заботу. Важно отказаться от частого использования слов «нет», «нельзя», общение должно быть мягким, без давления и крика.

Детям дошкольного и школьного возраста нужно ограничить время пребывания у телевизора или за компьютером, исключить агрессивные игры в пользу конструирования, занятий рисованием, складывания пазлов, чтения книг. Такие занятия помогают сконцентрироваться, учат сохранять эмоциональное равновесие.

В процессе социальной адаптации первостепенную роль также играют родители, которые на своем примере должны показать малышу возможности адекватного взаимодействия с окружающими, в коллективе. Дети с ММД требуют большого внимания и терпения от мам и пап, потому что без правильного подхода и поддержки близких ребенок сам не избавится от имеющихся нарушений.

Препараты показаны тем детям, которым работа с психологом и педагогами не приносит положительного результата. Применяются нооторопные средства (энцефабол, церебролизин), стимуляторы мозговой активности (метилфенидат, пемолин). Многие неврологи назначают инстенон, оказывающий положительное влияние на нейронные связи, оксигенацию нервной ткани, улучшающий мозговую активность.

При выраженности конкретных симптомов применяется симптоматическое лечение:

  1. При нарушениях сна — препараты из группы бензодиазепинов (нитразепам);
  2. При эмоциональных расстройствах — успокоительные средства (валериана, пустырник, бром), транквилизаторы и антидепрессанты (диазепам, триоксазин, фенибут, амитриптилин).

Помимо медикаментозной и психолого-педагогической поддержки, полезны физиотерапевтические методы лечения и общие меры улучшения здоровья. Обычно назначаются массаж, водные процедуры, лечебная физкультура. По мере нормализации мозговой деятельности спорт расширяется — возможны бег, катание на лыжах, велосипед, посещение бассейна.

Общие мероприятия заключаются в нормализации режима труда и отдыха, обеспечении продолжительного сна, соблюдении приемлемой продолжительности учебных занятий с регулярными перерывами. Питание должно быть здоровым, не способствующим запорам или диарее. Полезно принимать поливитаминные комплексы и минералы, дышать свежим воздухом, вести активный образ жизни.

Родители малышей с мозговой дисфункцией должны знать некоторые правила, позволяющие быстрее избавиться от патологии:

  • Ребенок должен следовать установленному режиму дня, идти вовремя спать, ежедневно гулять, желательно все это делать в одно и то же время для синхронизации деятельности мозга;
  • Днем спать должны дети до 6 лет, иначе ночной сон станет беспокойным, а ребенок будет гиперактивным;
  • Ребенка стоит предупреждать заблаговременно обо всем, что будет происходить, будь то поход к врачу, поездка на отдых или перестановка в доме, чтобы он успел психологически подготовиться и не устроил конфликт;
  • Приход гостей не должен нарушать распорядок дня и привычки малыша, при этом контакты с малознакомыми людьми лучше по возможности исключить;
  • общение с ровесниками должно происходить под контролем родителей, не должно утомлять ребенка, быть слишком долгим, лучше не объединять в одной компании малышей с гиперактивностью;
  • Ни в коем случае родители не должны выяснять отношения при малыше, он может испугаться, замкнуться в себе, проявляя все признаки истощения и без того слабой психики;
  • В воспитании малыша с ММД особенная роль отводится папе, который возьмет на себя часть бытовых хлопот и педагогических мероприятий, позволив маме немного отдохнуть, побыть одной, ведь ежеминутные капризы и беспокойство ребенка выматывают и мамину нервную систему, что затем сказывается на терпении при общении с малышом;
  • Компьютер, телевизор, мобильный телефон и прочие гаджеты должны быть под строгим ограничением, поскольку они нагружают мозг ребенка, могут вызвать истерику и судороги даже тогда, когда малыш не смотрит кино, а лишь пребывает в комнате со смотрящими взрослыми;
  • В режиме дня должно быть время для досуга, физической активности, прогулок;
  • Занятия должны быть спокойными — рисование, лепка, пазлы, конструктор вместо активных групповых игр и посещения детских коллективов (помимо сада);
  • Полезно читать малышу детские книжки, слушать вместе приятную музыку, на ночь нужно спеть колыбельную, создав спокойную обстановку и выключив вовремя свет;
  • Если есть возможность, то целесообразно «подержать» ребенка в домашних условиях, а школу лучше запланировать на возраст не ранее 7 лет, ведь детские коллективы — еще один серьезный стресс.

Таким образом, правила поведения в семье — не самые сложные. Главные условия — спокойствие, терпение, доброжелательность и уважение членов семьи друг к другу, исключение любых стрессов для ребенка, даже если они кажутся приятными, как то: посещение театра или новогодняя елка, интересное путешествие или приглашение веселых гостей.

Прогноз при минимальной мозговой дисфункции считают благоприятным. Практически в половине случаев к подростковому и взрослому возрасту симптоматика проходит, особенно, если своевременно были приняты соответствующие меры.

У части пациентов признаки ММД могут сохраниться и во взрослом возрасте, но до серьезных расстройств психики дело, как правило, не доходит. Люди, страдавшие ММД в детстве, часто нетерпеливы, могут вспылить, не слишком внимательны, могут быть рассеянны. Такие особенности поведения накладывают отпечаток на общение с окружающими, могут негативно повлиять на создание собственной семьи, приобретение желаемой профессии, взаимодействие в коллективе на работе.

Специфической профилактики синдрома ММД не существует, ведь точная причина его неизвестна, однако снизить риск патологии можно, исключив все факторы, которые могут негативно сказаться на течении беременности и родов. Будущая мама должна уделять пристальное внимание своему рациону, регулярно посещать врача, своевременно лечить любые заболевания, заранее оговаривать с акушером оптимальный способ родоразрешения.

В случае, если избежать неблагоприятных условий не удалось (патологические роды, например), молодая мама должна четко следить за всеми особенностями развития малыша, своевременно показывать ребенка специалистам, максимально полно участвовать в его воспитании и обучении, создав дома атмосферу спокойствия, стабильности и любви к малышу.

Видео: аудиолекция о ММД

Остались вопросы? Задайте их онлайн нашему специалисту!
Рекомендации читателям интернет-журнала СосудИнфо дают профессиональные медики с высшим образованием и опытом профильной работы.
Внимание! Мы не являемся "клиникой" и не заинтересованы в оказании медицинских услуг читателям. Также обращаем внимание, что полностью безопасное лечение "по интернету", без очного приема назначить невозможно! Все рекомендации носят ориентировочный характер. Обращайтесь к специалистам.